Несанкционированные акции-ответственность
Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о проведении массовых мероприятий
Согласно ст.15 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» лица, нарушившие установленный порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Меры ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий принимаются как к организаторам, так и к участникам массового мероприятия.
Граждане могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности.
Уголовная ответственность установлена ст.196 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или лишением свободы на срок до пяти лет.
Статьей 23.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.
Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные участником таких мероприятий, влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.
Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест.
Законодательством предусмотрена административная ответственность по ст.19.1 КоАП (мелкое хулиганство).
Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.
Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда войны, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в депутаты, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Кроме уголовной и административной ответственности установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.
Чем может обернуться участие в несанкционированных массовых мероприятиях, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал прокурор города Минска Сергей Хмарук.
В последнее время в Интернете размещаются различные призывы принять участие в том или ином массовом мероприятии — собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, — говорит Сергей Константинович. — Поддавшись на них, граждане рискуют нарушить действующее законодательство Республики Беларусь. Ведь меры ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий могут применяться не только к организаторам, но и к участникам.
Прокурор напомнил, что ч. 1 ст. 23.34 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенного его участником. Равно как и публичные призывы к организации или их проведению с нарушением установленного порядка. Совершение этих действий влечет наложение административных взысканий в виде предупреждения, или штрафа в размере до 30 базовых величин, или административного ареста.
Кроме того, если во время проведения массового мероприятия будет причинен вред организациям и гражданам, организаторы и участники обязаны будут возместить его.
Внимание взрослых обращается на риски, при которых подростки могут стать участниками несанкционированных мероприятий. В силу несформированной жизненной позиции дети и молодежь наиболее уязвимы и могут быть подвержены влиянию со стороны недобросовестных взрослых. Не поленитесь посмотреть, чем живет ребенок, в том числе на просторах Интернета. Возможно, это поможет уберечь его от необдуманных поступков.
НУЖНО ЗНАТЬ
Организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти на основании ч.1 ст. 293 УК неминуемо повлечет за собой наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет, а участие в совершении таких действий — в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет.
Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, то в соответствии со ст. 369-3 УК за такие деяния назначат наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок.
За организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций грозит лишение свободы на срок до 3 лет (ст. 342 УК).
Суровые меры ответственности вплоть до лишения свободы могут быть назначены за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка (ст. 363 УК), а также за насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности (ст. 364 УК).
Случаи публичных призывов к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению акта терроризма или диверсии, иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, являются основаниями для уголовной ответственности по ст. 361 УК. За перечисленные действия, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена безальтернативная уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Дисциплинарная ответственность обучающихся
Административная ответственность
Ответственность за ложный вызов
Как не стать жертвой преступления
Ответственность за незаконный оборот наркотических средств
Ответственность за хранение и сбыт курительных смесей
Согласно перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, утвержденному Постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.05.2003 № 26, «курительные смеси» отнесены к особо опасным психотропным веществам.
За незаконный оборот особо опасных психотропных веществ предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с ч.ч. 1 (хранение) и 3 (сбыт) ст. 328 УК Республики Беларусь.
ч. 1 ст. 328
Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
ч. 2 ст. 328
Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
ч. 3. ст. 328
Действия, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327-329 или 331 настоящего кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения спортивных, культурно-массовых либо иных массовых мероприятий - наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
В настоящее время на территории Республики Беларусь актуальной проблемой является распространение курительных смесей, содержащих в своем составе синтетические каннабиноиды.
Данные «миксы» рекламируются как легальный продукт, не содержащий наркотических средств и психотропных веществ, что не соответствует действительности. Согласно информации, полученной из медицинских интернет-сайтов и научных изданий, употребление «спайсов» приводит к следующим последствиям:
1. Локальные реакции организма, которые возникают по причине прямого негативного влияния дыма на слизистые организма.
Почти все приверженцы курительных смесей страдают постоянным кашлем, усиленным слезоотделением, имеют хриплый голос, как во время курения, так и в промежутках. Постоянное воздействие дыма смесей на слизистые становится причиной развития воспалений дыхательных путей хронического характера. Часто развиваются хронические ларингиты, фарингиты и воспаления легких. Продолжительное курение таких смесей может привести к развитию рака полости рта и гортани, глотки и легких.
2. Реакции центральной нервной системы.
Влияние ингредиентов дыма на центральную нервную систему (далее - ЦНС) обусловливает привыкание к курению «спайса». Со стороны ЦНС могут проявляться разнообразные реакции: состояние эйфории, неаргументированная истерика или взрывы хохота, расстройства координации и ориентирования, визуальные и слуховые галлюцинации, абсолютная утрата способности контролировать себя и свое поведение. Все перечисленные нервные реакции уже своим присутствием грозят человеческой жизни. Известно огромное количество случаев, когда накурившиеся люди прыгали с последнего этажа высотного дома или купались в ледяной воде.
При регулярном курении «спайсов» возникают необратимые нарушения деятельности ЦНС. Могут наблюдаться стойкие нарушения внимания, ослабление памяти и снижение интеллекта, появляется склонность к депрессии и суициду. Кроме всего прочего, курильщики «спайса» имеют все шансы если не умереть, то стать инвалидами по причине тяжелых поражений ЦНС.
3. Сильная интоксикация организма.
При проникновении с дымом отравляющих веществ могут возникнуть токсические реакции - тошнота и рвота, учащенное сердцебиение и высокие показатели артериального давления, спазмы и судороги, обморок и кома. Сложность в устранении последствии курения смесей «спайс» заключается в том, что во многих случаях в крови пациентов при анализе отсутствуют наркотические соединения, что существенно затрудняет диагностику и назначение грамотного лечения.
Систематическое применение такого рода курительных смесей провоцирует физическую и психическую адаптацию, а абстинентный синдром (или синдром отмены) проявляется в болях во всем теле, тошноте, лихорадке. Курение смеси приводит к расстройству психики. Под угрозой оказываются память, умственная деятельность, внимание.
По другим клиническим наблюдениям, долгосрочное употребление «Спайс» оказывает негативное воздействие на печень, половую и сердечнососудистую системы. Курение «спайсов» также влияет на репродуктивное здоровье подростка. Долгосрочное употребление синтетических каннабиноидов в составе курительных смесей может спровоцировать возникновение раковых заболеваний и психических расстройств.
По исследованиям врачей-наркологов экспериментирование с различными психоактивными веществами, употребление легких и тяжелых наркотиков, включая курительные миксы относится ко второй стадии возникновения физической и психической зависимости.
По силе воздействия синтетические каннаоиноиды пятикратно превосходят тетрагидроканнабинол, содержащийся в обычной марихуане - вызывая глубокую необратимую шизофрению.
Согласно перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, утвержденному Постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.05.2003 №26, «курительные смеси» отнесены к особо опасным психотропным веществам.
В настоящее время на территории республики актуальной проблемой является распространение курительных смесей, содержащих в своём составе синтетические каннабиноиды. Курительные смеси получают популярность в молодёжной среде, продажа их активно ведётся как посредством сети Интернет, так и на территории учреждений образования, в общежитиях.
Выдержки норм из Уголовного Кодекса Республики Беларусь, Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, предусматривающих ответственность за хранение, сбыт, выращивание наркотических средств и психотропных веществ и т.д.:
Статья 327. Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.12.2007 N 291-3, от 13.07.2012 N 408-3)
1. Хищение наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.12.2007 N 291-3, от 13.07.2012 N 408-3) наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.12.2007 N 291-3, от 13.07.2012 N 408-3)
1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.12.2007 N 291-3, от 13.07.2012 N 408-3) наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет. (в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-3).
2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.12.2007 N 291-3, отДЗ.07.2012 N 408-3) наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-3).
4. Действия, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-3).
Примечание.
Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление, (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.12.2007 N 291-3, от 21.07.2008 N 417-3, от 13.07.2012 N 408-3)
Примечание.
За посев или выращивание без цели сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, предусмотрена административная ответственность (ст. 16.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Статья 329. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (название в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 291-3)
1. Посев или выращивание в целях сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, - (в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 291-3) наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 и 331 настоящего Кодекса, - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Статья 330. Нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.12.2007 N 291-3, от 13.07.2012 N 408-3) наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свобода на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.12.2007 N 291-3, от 13.07.2012 N 408-3)
1. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных
веществ или их аналогов - (в ред. Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 408-3) наказывается арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. То же действие, совершенное в отношении двух или более лиц, либо несовершеннолетнего, либо с применением насилия, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 или 329 настоящего Кодекса, а равно склонение к потреблению особо опасных наркотических средств или психотропных веществ - (в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 291-3) наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет. (в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 291-3)
Статья 332. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или иных одурманивающих средств (в ред. Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 408-3)
1. Предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других средств, вызывающих одурманивание, - (в ред. Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 408-3) наказывается штрафом, или арестом на срок до шести" месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет.
2. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других средств, вызывающих одурманивание, - (в ред. Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 408-3) наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Профилактика экстремистского
поведения молодежи
Содержание воспитания в современных условиях.
Профилактика экстремизма.
Какие негативные факторы влияют на молодежь? Некоторые специалисты считают, что значительную роль в распространении идей о превосходстве отдельной группы лиц по национальному, религиозному, расовому и иному признаку играют виртуальные группы радикальной направленности в социальных сетях, а также распространение экстремистских материалов в сети Интернет. Зачастую средства массовой информации, осознанно или нет, раздувают костер экстремизма, размещая материалы, в которых криминальным или бытовым конфликтам навязывается национальная окраска, что способствует возбуждению национальной или религиозной ненависти, созданию негативного образа представителя этнических меньшинств.
Рекомендации по профилактике экстремизма в молодежной среде, которые дают сотрудники милиции просты и доступны. Главное — серьезно подойти к проблеме молодежи. Как можно больше уделять внимание флэшмобберам. Разъяснять учащимся административную ответственность за участие в несанкционированных публичных мероприятиях, нарушениях общественного порядка, уголовную ответственность за совершение преступлений и правонарушений экстремисткой направленности. Противодействовать распространению материалов, в которых звучит угроза и подстрекательство к насильственным действиям в отношении лиц иной национальности, расы, или по признаку религиозной принадлежности, а также поощрение, оправдание геноцида, депортаций, репрессий в отношении представителей какой-либо нации и тому подобное. Вовлекать молодежь в общественно-полезную деятельность. Можно констатировать, что частое произнесение таких малопонятных молодежи иностранных слов как «экстремизм», «толерантность», «ксенофобия» только вызывает отторжение. А совместное участие в каком-то общем деле, волонтерском движении, реализации проектов межнационального и культурного взаимодействия способствует проявлению взаимной поддержки, помогает лучше узнать друг друга, подружиться, что в конечном итоге является лучшей профилактикой конфликтов.
Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:
— действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РБ.
— Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.
Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, в частности в законе Республики Беларусь от 04.01.2007 г. №203-3 «О противодействии экстремизму», их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, настоящий Закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав, свобод и законных интересов личности, конституционного строя и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения безопасности общества и государства.
В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).
Существующие неформальные подростково-молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»); спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминально-ориентированные.
Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.
Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.
Ведь мы все живем в одном обществе. Вокруг нас тысячи, нет, даже миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.
Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям. Мы должны научиться прислушиваться к мнению окружающих и признавать свои ошибки.
Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде
Методические рекомендации
Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде. Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект): среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:
- установки, предубеждения родителей;
- взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);
- влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.
- стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе; Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:
- представления, установки подростков;
- индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
- эмоциональные особенности (состояние психического напряжения) Основные задачи профилактики экстремизма:
- Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
- Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
- Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;
- Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта. При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:
- Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
- Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения; · Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
- Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
- Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:
— дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально- экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально- нравственное насилие);
— «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
— дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
— носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
— члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект. При организации профилактической работы важно учитывать социально- экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» — «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:
— оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
— создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
— разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
При изучении таких школьных предметов, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), обществоведение, использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. «Литература», «История» помогут обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру, и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как: · чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;
- толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;
- способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;
- осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.
- уважения прав других людей иметь разные точки зрения;
- умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Основными мероприятиями могут быть:
— координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в учреждениях образования;
— организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;
— проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях;
— проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;
— организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся;
— оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся. Педагогическим коллективам важно активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Следует организовать работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе. Работа с детьми и подростками по формированию правовой компетентности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей. Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье. Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы:
- системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся;
- обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;
- поддержка школьного самоуправления, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);
- анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, социальными педагогами.
Психолого-педагогическое просвещение родителей и обучающихся
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Примерная тематика занятий:
- Приоритетные задачи и рассматриваемые проблемы.
- Молодежные субкультуры.
- Формирование у родителей общих представлений о понятиях «молодежные неформальные объединения», «молодежные субкультуры», «деструктивные молодежные объединения».
- Повышение компетентности родителей по проблемам молодежных субкультур, профилактике вовлечения подростков в объединения деструктивной направленности.
- Преступления и наказания.
- Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми.
- Правонарушения несовершеннолетних.
- Психолого-педагогические основы проявления агрессии у детей и профилактика экстремизма в подростково- молодежной среде 9. Развитие представлений родителей о психолого-педагогических аспектах проявления форм агрессии.
- Профилактика социальной агрессии, вандализма в детско-подростковой и молодежной среде.
- Закон и ответственность. Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми.
- Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности.
- Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности.
- Терроризм и экстремизм Информирование родителей о понятии терроризм, экстремизм.
- Ознакомление родителей с основными составляющими формирования у подростков твердой жизненной позиции.
- Обсуждение проблемы занятости подростков во внеурочное время с целью профилактики негативных проявлений в поведении.
Повышение правовой компетентности обучающихся.
Тематика занятий
- Вандализм: причины и последствия.
- Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма.
Материалы к занятиям для учащихся:
К теме 1. Вандализм: причины и последствия. Целевые ориентиры: знакомство с понятиями «вандализм» и «вандалы», предоставление информации об ответственности за акты вандализма.
Ключевые задачи:
- Познакомить обучающихся с понятием «вандализм», проанализировать социально- психологические факторы проявлений вандализма
- Показать на примерах разрушительные последствия совершения актов вандализма
- Дать представления о мерах ответственности за совершение актов вандализма
Краткое содержание: Изучение понятий «вандализм», «вандалы». Информирование о видах вандализма, людях, которые совершают акты вандализма и их целях. Определение действий, которые могут определять как «вандализм». Основные виды вандализма. Анализ факторов возникновения вандализма. Цели вандализма. Знакомство обучающихся с основными мерами ответственности за проявления вандализма.
К теме 2. Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма.
Целевые ориентиры: сформировать у учащихся представление об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества, об ответственности, предусмотренной законодательством за экстремистскую деятельность.
Ключевые задачи:
- ознакомить учащихся с понятиями «толерантность», «патриотизм» и «экстремизм»;
- показать на примерах разрушительные последствия экстремистской деятельности;
- определить основные признаки проявлений экстремистской направленности;
- познакомить учащихся с понятиями административной и уголовной ответственности;
- предоставить учащимся сведения об ответственности, предусмотренной статьями административного и уголовного кодексов за экстремистскую деятельность (с анализом конкретных ситуаций);
- информировать учащихся о правовой ответственности за ложный терроризм.
Краткое содержание: Понятие экстремизма. Признаки экстремизма. Причины экстремизма. Мотивы преступлений экстремистского и террористического характера. Возраст наступления административной и уголовной ответственности. Ответственность за проявления экстремизма. Административные правонарушения: производство и распространение экстремистских материалов. Уголовная ответственность за экстремистские преступления. Понятие о преступлениях экстремисткой направленности. Преступления против личности. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Преступления против общественной безопасности и общественной нравственности, а так же безопасности государства. Информирование подростков об ответственности за отдельные преступления экстремистской направленности:
- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;
- Знакомство с понятием «терроризм», «террористический акт». Виды преступлений террористического характера. Правовая ответственность за «шутки» о террористических актах.
- организация и участие в экстремистском сообществе.